Что делали демократические греки с протестующими “идиотосами”

Демократия.

Александр Киселёв  Старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин БГСХА

Известно, что демократия зародилась в Древней Греции. Сам термин происходит от двух древнегреческих слов «демос» – народ и «кратос» – власть и означает власть народа. В популярном представлении демократия – это власть всех жителей проживающих на территории определённого государства. Так ли это?

Впервые демократия как форма правления сложилась в Афинах после реформ Солона 594 г. до н.э.

и Клисфена 508-507 г. до н.э.

Своего расцвета демократия достигла в эпоху Перикла середина V в. до н.э.

Рассмотрим её основные черты.

Население Афин составляло на тот момент по оценкам учёных порядка 250 тысяч человек. Треть населения составляли рабы и вольноотпущенники – это рабы, отпущенные на волю или выкупившие свою свободу. Ещё существовала социальная категория метэков или чужеземцев. Они были людьми, переселившимися в Афины из других полисов. Метэки не имели права участвовать в афинской политической деятельности и приобретать в Афинах земельную собственность. В представлениях древних греков жизнь в эмиграции считалась неполноценной, поскольку человек был оторван от своего рода и общины. Не имели политических прав женщины и дети.

Таким образом, из 250-тысячного населения Афин политическими правами обладали только 30-40 тысяч человек. В результате реформ Солона полноправные афинские граждане были поделены на четыре разряда в зависимости от имущественного ценза. Главные государственные должности могли получить только представители трёх первых разрядов.

Обязанностью афинского гражданина была защита своего полиса или города-государства от врагов – служба в армии и участие в политической деятельности. Политическая деятельность была не косвенной только в виде голосования в народном собрании, но и прямой. Граждане в зависимости от их образования и подготовки могли занимать государственные должности. Должности были разными: государственный советник, судья, офицер либо проверяющий качество рыбы на рынке. Любая должность считалась почётной, но за неё ничего не платили.

Существовала ещё особая категория людей как «идиотос» – это граждане, обладающие политическими правами, но уклоняющиеся от исполнения гражданских обязанностей. Идиотос с греческого языка переводится как особенный. Идиотосы не пользовались уважением сограждан. Историк Фукидид донёс до нас текст речи стратега Перикла на

могиле павших афинских воинов: «Те, кто не интересуются политическими вопросами, не вызывают у нас уважения».

Уклоняться от политической деятельности граждане могли по разным причинам. Во-первых, это были философы, которые считали занятие политикой ниже их интеллекта. Они часто селились в горах в окрестностях Афин и там созерцали природу. Во-вторых, это были молодые аристократы, которые стремились быстрее получить власть. В-третьих, это были асоциальные и протестные группы населения.

Для борьбы с социальным напряжением протестные группы населения высылались из Афин в колонии. Таких колоний у Афин в эпоху расцвета было более двадцати. Переселенцы назывались «клерухами». Молодые аристократы могли в колониях сразу занимать высокие должности. Асоциальные граждане были вынуждены в колониях много работать и воевать с врагами для своего выживания. Колонии поддерживали торговые и союзнические отношения с Афинами и позволяли городу получать редкие товары, которые не производились на территории метрополии.

Таким образом, усвоенный некритическим образом миф о демократии, как о полном равноправии всех жителей государства, в независимости от их социального статуса является неподтвержденным историческими источниками заблуждением.

Оцените статью
Русские со знаком качества