Имитация вместо реальной жизни или как победить компьютерную зависимость?

Врачи всё чаще бьют тревогу: компьютерная (цифровая) зависимость у детей в последнее время обретает характер эпидемии. Дети часами “зависают” в интернете, ни на что не реагируют, попытки родителей отнять гаджет вызывают неадекватную реакцию, агрессию или депрессию. Как победить цифровой психоз? Каких правил придерживаться, чтобы уберечь ребенка (да и взрослого) от маниакального компьютерного пристрастия?

На эти и другие вопросы порталу “Россия – Ноев ковчег” ответил известный православный психотерапевт, автор метода нравственно-ориентированной психотерапии, основатель центра преодоления зависимостей «Подвижник», эксперт РНК Вячеслав БОРОВСКИХ.

 “Нажми на кнопку и получишь…”

Цифровые технологии и “умные” компьютерные устройства облегчают жизнь человека, оптимизируют его затраты. Но, как часто бывает, вместе с пользой эти технологии несут и вред, который тем опаснее, что на первый взгляд не заметен. Речь, в частности, о возникновении устойчивой цифровой зависимости, которая является разновидностью наркотической зависимости.

Как врач-психотерапевт я в последнее время постоянно сталкиваюсь с тяжелыми формами цифровой зависимости у детей. Мамы приводят своих отпрысков, которые просто не могут отлипнуть от смартфонов. Жалуются на то, что ребенок постоянно “зависает” в интернете, сидит, уткнувшись в смартфон или другой гаджет. Он не реагирует на просьбы или просто на слова родителей дома, учителей и сверстников в школе, теряет интерес к действительности. Для таких детей виртуальная реальность стала важнее реальной, подменила ее. Она гораздо более яркая, хотя и иллюзорная, но успешно замещает скучную обыденность. Отнять у ребенка компьютерный гаджет – все равно что отнять дозу наркотика, он сначала становится агрессивным, а затем теряет интерес к жизни, впадает в депрессию.

Кто довел ребенка до жизни такой? А никто. Его просто никто не воспитывал, не уделял должного внимания. Родителям было некогда – они занимались своими делами, работой в том числе, а отпрыску, чтоб не мешал, сунули в руки дорогую игрушку. И потеряли таким образом ребенка.

Дети, особенно младшего возраста, видят в смартфоне волшебную палочку, машинку для исполнения желаний – “нажми на кнопку – и получишь результат”. Даже если ребенок переживает положительные эмоции, естественная реакция его психики на это чудо – микростресс, а это вызывает выработку гормонов коры надпочечников, в частности, кортизола. Он запускает выработку и поступление в кровь эндорфина, нейромедиаторов и других психоактивных веществ, которые при концентрации в крови вызывают эйфорию, наркотический эффект.

В небольшом количестве эндорфины полезны и даже необходимы, дают ощущение счастья. Но их избыток равносилен приличной дозе наркотика, причем не внешнего, а внутреннего, своего собственного. Зависимость очень коварная и незаметная, никто не считает ее наркотиком. Наоборот, нередко родители поощряют увлечение ребенка цифровыми гаджетами, считая, что так он будет быстрее развиваться, а значит, быстрее адаптируется в “дивный новый мир” будущего.

Но если это происходит регулярно, то ребенок становится компьютерным наркоманом, избавиться от этой зависимости очень сложно – просто в силу распространенности и доступности этого наркотика. Во взрослом возрасте такому человеку технически уже не сложно пересесть с одного наркотика на другой, например, на алкоголь или психотропные вещества.

Как избежать пристрастий?

“Всё мне позволено, но не всё полезно” – говорит апостол Павел. “Всё что полезно – не всё должно обладать мной”. Мир изначально враждебен человеку, в нем есть и голод, и холод, множество соблазнов. Чтобы не идти у них на поводу, не превратиться в животное и не погибнуть раньше срока, у человека есть такой ориентир как нравственность, духовно-нравственная база. Это – единственное мерило, которое позволяет контролировать дозу, степень приобщения к тому, что может представлять опасность. Взрослому человеку это мерило позволяет контролировать количество выпитого спиртного, или просмотренных фильмов, или интернет-контента, или общения с другими людьми и компаниями.

Откуда берется это мерило, кто учит им пользоваться? Вот уже 2000 лет этому учит христианство. Это универсальная система самосохранения человека, которая позволяет личности развивать и преумножать свои человеческие качества, несмотря на внешне неблагоприятные условия. И двигаться к цели, которая в христианстве выходит за рамки земной жизни.

Цифровые технологии человеку, исповедующему христианские ценности, приносят только пользу. Такой человек из всего бесконечного информационного потока сможет выбрать необходимое, способен отличить добро от зла, правду от лжи, он мыслит самостоятельно. Информационный поток вреден прежде всего тем, кто не воспринял систему духовно-нравственных координат и ценностей в детстве, в семье.

Все может быть лекарством, и все может быть ядом – зависит от дозы. Каждый врач это знает, вредит именно чрезмерное употребление. Мы в России сейчас следуем по тому пути, который выбрала европейская цивилизация, развитые страны Запада навязывают свой образ жизни всему миру при помощи цифровых технологий.

По мере дехристианизации европейской цивилизации человек становится всё более уязвимым к плодам собственного научно-технического прогресса. Это напоминает массовое самоубийство: все всё понимают – но продолжают идти по этому пути. И если не вернуться к системе защиты и противовесов, к морально-нравственной системе взглядов на себя и окружающую природу – то человеческая история закончится. Возвращение к духовно-нравственным традициям православия является подлинным спасением для нас.

Правила цифровой гигиены

Утратить самообладание легко и быстро – всего лишь отпустить тормоза и стать интернет-игроманом. Телом человек здесь, а душой – в иллюзорном виртуальном мире. А значит, живет впустую. Наработать навыки самодисциплины и самоограничения –  ежедневный труд.

Как бороться с компьютерной зависимостью? Прежде всего, необходимо осознать тот факт, что компьютерные гаджеты (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон) отнюдь не безобидны, от них исходит реальная опасность для расстройства душевного и физического здоровья даже взрослого человека. А тем более – для детей.

Поэтому, прежде чем приобщать детей к этим устройствам, необходимо соблюдать определенные правила техники безопасности, или, если хотите – правила цифровой гигиены. От угрозы заражения вирусом мы защищаемся масками, обеззараживающими растворами. Точно также должна быть цифровая гигиена при использовании гаджетов.

Мы в нашем Центре преодоления зависимостей “Подвижник” разрабатываем такую методику, которая позволяет успешно лечить даже запущенные случаи цифровой зависимости. Используем не только опыт наших специалистов, но и практический опыт наших клиентов, есть положительные результаты. Но, как известно, болезнь лучше предупредить, а для этого – принимать профилактические меры.

Я, как врач-психотерапевт, рекомендую родителям следующее.

До 10 лет никакого смартфона у ребенка быть не должно (формирование психотипа и личности ребенка происходит именно до этого возраста).

Чтобы ребенок не подсел на цифровой наркотик, прежде чем подарить ребенку смартфон, необходимо проговорить с ним следующее. “Мы даем тебе этот прибор на определенных, жестких условиях, которые необходимо строго соблюдать. Иначе будешь наказан”.

Использовать гаджет – прежде всего, для учебных целей, по 40 минут за сеанс и не более двух часов в день. В строго регламентированное время, ни в коем случае не перед сном. Родители должны строго контролировать посещение интернет-сайтов своим несовершеннолетним ребенком. Доходчиво объяснить вредоносность многих ресурсов, некоторые – просто заблокировать, и прежде всего, игровые и порносайты. Технически это не сложно – есть устройства блокировки. За нарушение запретов – неукоснительно строгое наказание, ребенок должен сначала привыкнуть к дисциплине, а затем выработать  в себе самодисциплину.

Очень важно. Родители сами неукоснительно должны соблюдать правила. Не “зависать” часами в интернете, тем более – в играх, подменяя имитацией реальную жизнь. Если родитель не подтверждает свои слова личным примером – эффект для ребенка будет прямо противоположным. Если ребенок всё же пристрастился, стал зависимым – не заниматься его самолечением, обращаться к специалисту- психотерапевту. Это лечится.

Народная мудрость гласит: все беды – от праздности и безделья. Ребенок как формирующаяся личность должен быть постоянно занят, не должно быть пустого времени, которое он посвящает интернету. У него должна быть своя зона ответственности по ведению домашнего хозяйства – полить цветы, сходить в магазин и т.д. Кроме школьных – занятия в спортивной секции, музыкальной школе, какое-то рукоделие – с самого раннего возраста. Чем больше умений в руках – тем меньше праздности в головах. Работа руками развивает мелкую моторику и мозг ребенка, спорт развивает координацию и укрепляет физически, школа искусств развивает эмоционально. Бесконечное часами сидение “в сети”, в играх или даже просмотр мультиков – это имитация вместо реальной деятельности. Убитое время мстит душевной пустотой.

С самого раннего возраста ребенка надо приобщать к книгам. Сначала родители читают ему сказки и другую детскую литературу – затем он сам полюбит чтение. Это очень важно, если “нужные книги ты в детстве читал”. Чтение будит воображение – в отличие от игр и фильмов, где все образы уже готовые. Если мы любим книги – наши дети полюбят их еще больше, если родители “зависают” в сети – то детей оттуда ничем не выманишь.

Можно воспользоваться шедеврами и памятниками российской тысячелетней культуры. Читать с листа, в том числе тексты священного писания, жития святых, чтобы дети сызмальства воспринимали их на слух, чтобы не было отторжения в более зрелом возрасте. Необходимо как можно больше времени проводить со своими детьми. Если они не под нашим влиянием – то под чьим-то чужым, и очень часто – враждебным и корыстным.

Только при таком подходе родители смогут воспитать гармоничную и совестливую личность, за которую им в зрелом возрасте не будет стыдно ни перед богом, ни перед обществом, ни перед самим собой. Которая станет не проклятием, а отрадой и утешением в старости.

Оцените статью
Русские со знаком качества