Сегодня Автопробег ездил в Жодино на автомобильные заводы БелАЗ и Белджи. Нам показали два завода-гиганта. Когда колонна автопробега, в этот раз она была из 150 авто, въехала в Жодино, местные сотрудники ГАИ организовали нам зелёный коридор. Мы припарковались на одной из стоянок БелЗАа, заняв её всю. Руководство завода выделило несколько автобусов, чтобы перевезти внутрь территории около 300 человек.
Нам провели экскурсию по заводу. Завод огромный. Занимает 1,2 кв. км. Всего в холдинге работает 10 000 человек. Годовая выручка больше миллиарда долларов. Предприятие благополучное. Это видно по богатому соцпакету, по материально-технической базе, даже по благоустройству территории завода, которая больше похожа на парковую зону с дорожками, газонами, вечнозелёными растениями, нежели на промзону. Внутри завода абсолютная чистота. Глянцевые полы моют.
В цехах тепло. Экскурсию проводил первый заместитель генерального директора по стратегическому развитию Якубович Станислав Эдуардович.
Было видно, как его переполняла гордость за БелАЗ, и он светился от счастья, что 300 человек патриотических активистов приехали на его предприятие. Ради этого он пришёл в субботу на производство.
Продукция поставляется в 84 страны, но основной рынок сбыта, конечно, Россия. Экономическое благополучие предприятия обусловлено тем, что потребителем являются сырьевые горнодобывающие компании. Они заинтересованы в бесперебойных поставках карьерных самосвалов больше, чем сам БелАЗ в продажах, так как зарабатывают с их помощью многократно больше, чем белорусский завод. Если у завода будут проблемы на российском рынке, как у МАЗа, Гомсельмаша или у мясо-молочных производителей, то горнодобывающие компании, принадлежащие российским олигархам потерпят убытки на десятки миллиардов долларов из-за недоэкспортированных природных ресурсов.
Заменить эти самосвалы нечем. Аналоги производят Каматцу и Катепиллер. Особенность поставок подобной техники состоит в том, что производитель осуществляет её сборку на месте, так как гигантские грузовики везут поездом в разобранном виде. После запуска в эксплуатацию необходимо постоянное техническое обслуживание, которое потребитель самостоятельно делать в принципе не может, даже, если и захотел бы. Таким образом, целые отрасли экономики российской Федерации находятся в технической зависимости от белорусского производителя.
Так глубоко взаимодействовать российские пользователи на северах могут только с братьями-белорусами. Мы ведь понимаем друг друга с полуслова. В 90-е годы олигархи делали попытки пересадить своих работников на японские и американские самосвалы, чтобы отказаться от белорусских. Это повлекло технические проблемы и перебои в работе по освоению российских ресурсов и присвоению денег от их экспорта.
БелАЗ является вещественным доказательством того, что мы, белорусы, способны производить технику ничуть не хуже, чем те же японцы и американцы. Для этого просто нужно, чтобы нам не создавали проблем на внешних рынках.
Следующим предприятием был белорусско-китайский Белджи. Но про это я расскажу в следующем репортаже, потому что на сегодня итак много информации.