В Минске уже несколько месяцев проходят акции протеста и попытки государственного переворота. В противовес актам неповиновения белорусы, желающие сохранить свой привычный уклад жизни, начали проводить акции в поддержку действующего курса страны. Одной из таких форм активности стали массовые автопробеги «За батьку». Студия «Западная Русь» пообщалась с активным участником этих акций Евгением Алексеюком, чтобы выяснить почему они решили публично выражать свою позицию.
- – Как родилась идея участия в таком автопробеге?
- – Бытует мнение, что все автолюбители поддерживают противников Лукашенко. Насколько это соответствует действительности, насчёт сигналов солидарности? Почему не сигналят в знак солидарности те, кто является сторонником Лукашенко?
- – Но ведь подавать сигналы без причины – это в принципе нарушение ПДД. Почему по Вашему мнению ГАИ не реагирует на этих сигнальщиков?
- – Протестующие также не думают и о том, что создавая пробки, они создают неудобства не только жителям Минска, но и той же скорой помощи, не давая ей проехать к больному.
- – А есть ли какие-то механизмы защитить автолюбителю своё право вовремя попасть домой? Или только единственным аргументом остаётся гаечный ключ?
- – Какое отношение у сотрудников ГАИ к вашим автопробегам?
- – Хорошо, когда пробег проходит по магистрали за городом. А как это выглядит, когда восемьсот автомобилей появляется на улице крупного города. Это ведь всё-таки создаёт определённый напряг?
- – Сегодня, когда перекрывают движение на улице в знак протеста и создают пробки, часто используют детские коляски с детьми. Как вы считаете, нужно ли лишать родительских прав людей, которые используют детскую коляску как таран?
- – А лично вы сталкивались с этой травлей, с буллингом?
- – Вот сегодня оппозиция говорит, что им угрожают, что их прессуют и репрессируют, и при этом их журналисты зачем-то фотографируют номера автомобилей. Были ли на кого-то из членов автоклуба или участников автопробега реальные покушения на автомобиль?
- – Сегодня бытует мнение, что протесты «сдуваются», но при этом они радикализируются: участников становится меньше, но они более агрессивные. Вы на дорогах заметили это?
- – Получается, чтобы учить жить не обязательно жить самому?
- – Многие, когда оказываются задержанными, начинают играть в «искреннее раскаяние», а потом снова оказываются на тех же мероприятиях. Как быть в этом случае?
- – Как вы думаете, почему люди сейчас не хотят, чтобы республика развивалась стабильно, почему они хотят, чтобы Тихановская привела к нам интервентов? Ведь есть же по соседству пример Украины, когда присланные импортные реформаторы «отдемократили» Украину так, что от прежнего экономического потенциала ничего не осталось, а четверть населения уже покинула страну в поисках лучшей жизни?
- – Спасибо большое, Евгений, за интервью! Напоминаю, что в гостях студии «Западная Русь» был белорусский предприниматель Евгений Алексеюк.
– Как родилась идея участия в таком автопробеге?
– Идея родилась очень просто. После событий, которые начали происходить у нас после выборов, начался каким-то образом поиск единомышленников. Мы сходили на митинг, который был второй про- властный, а затем увидели информацию в телеграмме об автопробегах. С тех пор я с группой знакомых единомышленников постоянно участвуем в каждом таком мероприятии.
– Бытует мнение, что все автолюбители поддерживают противников Лукашенко. Насколько это соответствует действительности, насчёт сигналов солидарности? Почему не сигналят в знак солидарности те, кто является сторонником Лукашенко?
– Ответ очень прост: мнение о том, что все автовладельцы поддерживают оппозицию, равно тому же, что все предприниматели и представители иных профессий поддерживают оппозицию. Это мнение очень сильно преувеличено и усиленно раскручивается. Здесь работает «эффект попугая»: у кого был попугай, тот знает: когда попугай что-то говорит, это особо никому не запоминается, а если он скажет фразу, которая удачно попадет в контекст, об этом все запомнят. Тоже самое и оппозиция – они очень громко стараются кричать о себе со всех ресурсов и пытаются сложить о себе массовую панораму, а на самом деле все совсем не так. Можно много сигналить и будет создаваться впечатление, что их много. А на самом деле я был свидетелем того, что определенная группа автомобилистов собирается в определенное время в определенном месте и ездят по кругу издавая сигналы, создавая картинку массовости. Электорат, который является провластным, он более тихий и это абсолютно другая категория людей.
– Но ведь подавать сигналы без причины – это в принципе нарушение ПДД. Почему по Вашему мнению ГАИ не реагирует на этих сигнальщиков?
– Видимо, достаточно тяжело отследить. На этот вопрос скорее ответят в ГАИ. Но от себя могу заметить, что это небезопасно для всех участников дорожного движения. Например, когда за рулём неопытный водитель, внезапные сигналы могут привести к стрессовой ситуации, которая может повлечь за собой ДТП. Кроме того, я знаю массу людей, которые находятся в стабильном состоянии дискомфорта. Когда в течение рабочего дня из-за регулярных «сигнальных акций» просто не могут выполнять свои трудовые обязанности. Кроме того, есть пожилые люди, есть родители с грудными детьми. О них, к сожалению, протестующие не думают.
– Протестующие также не думают и о том, что создавая пробки, они создают неудобства не только жителям Минска, но и той же скорой помощи, не давая ей проехать к больному.
– К сожалению, складывается впечатление, что они не думаю ни о чём в этот момент. У них сейчас, если вы заметили, очень своеобразно подменяются определённые понятия. Например, понятие свобода подменяется понятием анархии и вседозволенности. Но ведь в цивилизованном обществе любая свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Извините, но эти навязчивые сигналы ущемляют законные права других граждан на отдых и на труд. Те же массовые мероприятия, когда часть города перекрывается, это опять же нарушает права граждан на свободу перемещения. Я уже не говорю о проезде спецтехники и коммунальных служб, когда парализуется жизнь города. На мой взгляд, это абсолютно неправильно.
– А есть ли какие-то механизмы защитить автолюбителю своё право вовремя попасть домой? Или только единственным аргументом остаётся гаечный ключ?
– Большая часть оппозиции смелые, пока они находятся в толпе. Как только к ним прилетает этот «гаечный ключ», как Вы сказали, они быстро забывают о своих комментариях в адрес органов правопорядка, которым они старательно пытаются навязать образ «карателей», и тут же спешат писать заявления в ту же милицию.
– Какое отношение у сотрудников ГАИ к вашим автопробегам?
– Как я уже говорил, здесь разный типаж электората: провластный и тот который, называет себя оппозиционным. Оппозиционный всячески громко пытается заявить о себе. И, насколько мне известно, ни один представитель оппозиции ни разу даже не пытался согласовать свою акцию с администрацией города. Я даже не могу себе представить, чтобы хоть один государственный орган позволил бы согласовать перекрытие движения в городе. Провластный типаж это всё-таки люди, состоявшиеся в жизни, которые демонстрируют понимание ответственности в долгосрочной перспективе. Их акции, в том числе автопробеги, проходят в более спокойной и дружественной обстановке, не ущемляя права других граждан. Например, в автопробеге Орша – Брест участвовало более восьмисот автомобилей. Во время пробега не прозвучало ни одного сигнала. Хотя это очень внушительная колонна, в длину свыше десяти километров, всем при этом удаётся соблюдать ПДД. Все наши акции согласованны с органами местного управления по пути следования. Нас всегда сопровождают сотрудники ГАИ, и мы никогда не перекрывали часть города, чтобы показать, как нас много.
– Хорошо, когда пробег проходит по магистрали за городом. А как это выглядит, когда восемьсот автомобилей появляется на улице крупного города. Это ведь всё-таки создаёт определённый напряг?
– Безусловно. В таком случае нам всегда обеспечивают зеленую волну при помощи регулировщиков. Поэтому проезд такой колонны не занимает много времени и не причиняет особых неудобств другим участникам дорожного движения. При этом, как правило, автопробеги проходят по большей части в выходные дни. Но бывало и такое, что мы въезжали в города в темное время суток, но, в таком случае, плотность потока всегда невысокая, что всегда позволяет двигаться по правилам.
– Сегодня, когда перекрывают движение на улице в знак протеста и создают пробки, часто используют детские коляски с детьми. Как вы считаете, нужно ли лишать родительских прав людей, которые используют детскую коляску как таран?
– Я считаю, что с такими родителями необходимо проводить какую-то работу. Какие бы ни были политические взгляды у родителя, прежде всего нужно оставаться отцом или матерью для ребёнка. Даже посмотрите на тех же животных, они до последнего пытаются защищать своё потомство.
– А лично вы сталкивались с этой травлей, с буллингом?
– Каждый день с этим сталкиваюсь. В определённых кругах я известная личность. Я руковожу одним из автоклубов. И в миниатюре этот автоклуб является отражением тех процессов, которые наблюдаются сейчас в обществе. Люди абсолютно разных слоёв населения. Есть те, кто выступает за действующую власть, есть те, кто против. Я в своё время предложил внегласное правило: во избежание политических споров, исключить разговоры на эти темы во время совместного общения. Но, почему-то, именно сторонники оппозиции плевать хотели на все правила.
Я стараюсь участвовать практически во всех мероприятиях в поддержку действующей власти. У нас в клубной группе ВКонтакте появляются люди и начинают выкладывать коллаж, где моя фотография, с подписью из автопанорамы, помещается на фоне мероприятий с флагами, а потом к этому мероприятию приписывают участие клуба. Это является грязной фальсификацией, что мы можем наблюдать на всех оппозиционных ресурсах. А на угрозы в личных сообщениях я уже давно перестал обращать внимание и отношусь к ним достаточно спокойно.
– Вот сегодня оппозиция говорит, что им угрожают, что их прессуют и репрессируют, и при этом их журналисты зачем-то фотографируют номера автомобилей. Были ли на кого-то из членов автоклуба или участников автопробега реальные покушения на автомобиль?
– В последнем автопробеге в Витебск девушке облили краской автомобиль. Знаю, что ребятам, сотрудникам Госавтоинспекции, порезали шины на личном автотранспорте. В другом случае сотруднице милиции «запенили» автомобиль. Да и Вы слышали наверное, как одному из журналистов «Советской Беларуси» сожгли автомобиль сразу после выборов. Есть, видимо, какая-то группа людей, которая не дружит с головой и готова переступить черту, где протест переходит в преступление. К счастью, это не носит массовый характер, но тем не менее.
– Сегодня бытует мнение, что протесты «сдуваются», но при этом они радикализируются: участников становится меньше, но они более агрессивные. Вы на дорогах заметили это?
– Я заметил, как бы все не кричали, что милиция поступила жестко в первые дни после выборов, при подавлении несанкционированных митингов, проблема эта по большей части раздута. Я общался с людьми по обе стороны баррикад. После того, как началась жесткая реакция правоохранителей за хулиганское поведение водителей на дорогах, а некоторых «ездаков» лишили прав, беспредел резко пошёл на спад. Вся эта ситуация, на мой взгляд, происходит из-за чувства безнаказанности. Ещё до выборов весь протестный актив начали накачивать изо всех оппозиционных ресурсов тем, что «вам ничего, не будет за участие в мирных протестах». Ну и отдельная история с достаточно большой составляющей «протестной массы», которую частично составляет, так сказать, «не легитимный электорат» в довыборном возрасте и студенчество, которая, по своей сути, является бунтарским. Протест теперь в молодёжном тренде. Также есть категория более взрослых людей, у которых сложилось чувство вседозволенности.
В моем окружении есть большое количество успешных предпринимателей, которые поддерживают провластную позицию. Как правило, это те люди, которые привыкли к ответственности и всего в своей жизни добивались сами. С другой стороны баррикады тоже есть предприниматели. Так, по моим наблюдениям, они больше похожи на тех, кто привык идти по пути наименьшего сопротивления к тому, чтобы у них всё было, а им за это ничего не было. Видимо, предприниматели такого типа имеют внутреннюю потребность в бесконечном удовлетворении своих личных желаний. Сперва эти потребности удовлетворяли их родители, теперь они решили, что эту функцию должно выполнять государство. Не знаю как по-другому объяснить такие бессмысленные лозунги и такие пустые обвинения. На что они рассчитывают?
До выборов у меня произошёл очень любопытный разговор с одним из таких «оппозиционеров», который активно агитировал голосовать за Тихановского. В то время предвыборная кампания только набирала обороты, Сергей Тихановский баллотировался в кандидаты. Я задал ему вопрос: «Послушай! Ты сейчас ищешь специалиста на должность начальника отдела продаж себе в компанию, ответь максимально честно: ты взял бы на эту должность Сергея Тихановского?». Он отвечает: «Ты что с ума сошёл! Конечно нет, у него же опыта нет, он же блогер». Я говорю: «Но при всём при этом ты хочешь видеть его президентом». Он говорит: «Да». И тут я не понимаю такое отсутствие дальновидности. Как так – он не доверил бы ему управлять отделом в своей компании, но готов доверить ему ответственность за всю страну. Мне кажется это очень странным. Это похоже на игру в революцию, не понимая последствий.
– Получается, чтобы учить жить не обязательно жить самому?
– К сожалению, какая-то группа людей взяла на себя такое право определять для других «как правильно». Сегодня он безнаказанно «вбросил» в группу фейк, решил, что ему можно. Завтра он разрисовал остановку общественного транспорта в знак протеста. Если это вовремя не остановить, последствия не трудно предугадать: От безнаказанности к вседозволенности. Завтра он решит, что порча чужого имущества, в знак демонстрации собственных убеждений, это нормально, а тот, кто с ним не согласен – враг. Я вижу, что люди путают понятия свобода с понятием анархия.
– Многие, когда оказываются задержанными, начинают играть в «искреннее раскаяние», а потом снова оказываются на тех же мероприятиях. Как быть в этом случае?
– Это вопрос о мере ответственности. Люди продолжают протестовать до тех пор, пока эти протесты не пересекают их собственные границы и не начинают нарушать их душевный покой. Когда протест приходит к ним в дом – риторика быстро меняется.
– Как вы думаете, почему люди сейчас не хотят, чтобы республика развивалась стабильно, почему они хотят, чтобы Тихановская привела к нам интервентов? Ведь есть же по соседству пример Украины, когда присланные импортные реформаторы «отдемократили» Украину так, что от прежнего экономического потенциала ничего не осталось, а четверть населения уже покинула страну в поисках лучшей жизни?
– У меня складывается впечатление, что они живут событиями. Они не хотят находиться в процессе. Они почему-то решили, что придёт другой человек, или другие люди, и они вдруг резко станут счастливее. Мне кажется, они просто не хотят думать. Не потому что они не умные, а потому что не хотят. На лицо отсутствие критического мышления, обычное невежество: не знаю и знать не хочу.
– Спасибо большое, Евгений, за интервью! Напоминаю, что в гостях студии «Западная Русь» был белорусский предприниматель Евгений Алексеюк.