«Магутны Божа», гештальтпсихология, Куропаты и Катынь
«Не склоняйтесь под чужое ярмо с неверными,
ибо какое общение праведности с беззаконием?
Что общего у света с тьмой? (2 Кор. 6:14)
После того как новый глава Белорусского экзархата РПЦ владыка Вениамин во время проповеди в гродненском Свято-Покровском кафедральном соборе в мягкой и назидательной форме рекомендовал не исполнять песнопение светского характера «Магутны Божа», в националистических СМИ разразился скандал. В адрес экзарха посыпались оскорбления, суть которых сводилась к высказыванию: «Да кто он такой, чтобы указывать!».
Хотелось бы напомнить малодуховным и откровенно бездуховным представителям белорусской оппозиции, на которых зачастую креста нет, что в Православной Церкви существует строгая иерархия и установленный церковными канонами порядок. «Церковь – столп и утверждение истины» (1-Тим.3:15). И именно на правящем архиерее лежит обязанность хранить в чистоте церковное учение.
А еще церковные каноны предусматривают различные прещения – дисциплинарные наказания различной тяжести для вразумления и покаяния заблудших. Если кто-то упорствует в ереси и грехах, то его отлучают от Церкви – предают анафеме.
Есть в Православной Церкви и своя цензура. Например, из истории борьбы с ересями и еретиками мы знаем, что иногда осуждался еретик с его пагубным и ложным учением. Были случаи, когда осуждались только еретические произведения. А, например, такой известный богослов как Квинт Септимий Флорент Тертуллиан был отлучен от Церкви за увлечение монтанизмом, затем создание своей, как бы сейчас сказали, секты, но многие святые отцы ссылаются на его труды. Тертуллиану принадлежит известное высказывание – «Душа по природе христианка» (Anima naturaliter christiana), ставшее крылатым выражением. Мы видим, что Церковь очень мудро и разумно относится к сохранению культурного наследия. Ни все созданное людьми, подпавших под влияние заблуждений, исключалось из Церковной традиции.
После разразившегося скандала вокруг песни с претензией на молитву «Магутны Божа» появилось много публикаций с разными аргументами в поддержку этого песнопения и с осуждением упоминания аб «творы» как о произведении, созданном людьми, запятнавшими себя сотрудничеством с нацистами. Были даже попытки найти в ней ереси и сходство с другими нацистскими гимнами. Владыка Вениамин оказался прав – «Магутны Божа» разделяет общество.
Авторы произведения имеют прямое и непосредственное отношение к нацизму. Поэтесса Наталья Арсеньева-Кушель – жена польского офицера Франца Кушеля, агента НКВД, позже штандартенфюрера СС, полевого командира 1-й штурмовой бригады СС «Белоруссия», оберштурмбанфюрера СС и подполковника Белорусской Краевой Обороны (БКА), позже агента ЦРУ. Т.е. приспособленца и предателя, дезертира Русской императорской армии, который после 1917 года принимал активное участие в «порабощении» иностранными интервентами «своего» белорусского народа. В 20-е годы это были поляки, в 40-е – немцы. И сама Арсеньева не сильно стремилась вести национально-освободительную борьбу на исконно белорусских землях, добровольно предлагая свои услуги в продвижении нацистской идеологии на роднай мове. Какую «краіну» она призывает Бога сделать «магутной» и какой «народ» «шчастливым» в своих стихах, написанных в 1943 году, – большой вопрос. Какому богу она при этом молится? Известно, что в годы правления Гитлера в созданном им «Евросоюзе» были храмы, где христианский крест заменили свастикой. В Германии так называемые «немецкие христиане» составили новый устав лютеранской церкви, признанной 14 июля 1933 года Рейхстагом. Они поддерживали «позитивное христианство» Гитлера. «Гитлер является тем путем, которым Дух и воля Божия к немецкому народу войдут в Церковь Христа», – говорил Герман Грюнер. Эти «христиане» украшали свои алтари нацистскими флагами и приветствовали друг друга нацистским приветствием. Гитлер для них стал «путь и истина». Их девиз – «Одно государство, один народ, одна церковь». Куда должны были исчезнуть другие государства, народы и вероисповедания, мы знаем из плана «Ост».
Мы пока не будем подробно разбирать сам текст песни «Магутны Божа», а попытаемся с позиций одного из направлений в психологии показать, как действует на сознание и подсознание простых граждан подобная форма героизации фашизма.
В немецкой психологической школе в начале XX века возникли идеи объяснить восприятие действительности целостными структурами (гештальт), не сводимыми к частям, из которых стоят эти структуры. Человек, согласно постулатам гештальтпсихологии, воспринимает действительность, опираясь на базу ассоциаций и общепринятых представлений. Когда мы видим книгу, мы не воспринимаем ее, как предмет прямоугольной формы, таких-то размеров. Мы просто видим книгу, которая рождает в нашем воображении ряд ассоциаций. Подключаются наши эмоции. Для студента во время сессии книга может вызывать чувство усталости и даже ненависти. Для ребенка книга с картинками, подаренная на день рождения, – это всплеск положительных эмоций и т.п. Если вам пропеть начало знакомой мелодии, вы ее допоете. «До, ре, ми…». Что у вас само собой воспроизвелось в уме? Вы допели гамму До мажор. Когда вам надо вызвать такси, вы станете концентрировать внимание на оранжевых и желтых цветах на автомобилях, хотя до этого их почти не замечали. Кстати, этими особенностями нашего мышления пользуются нейромаркетологи и другие аферисты, которым надо продвинуть свой товар. Например, презервативы на кассах в магазинах, – несмотря на то, что везде есть аптеки шаговой доступности, – по рекомендациям иностранных фондов (ЮНФПА, ЮНИСЕФ) размещают на уровне глаз ребенка, чтобы вызвать нездоровый интерес. Пустующие «Табакерки» – это обход запрета на рекламу сигарет. Вот почему заокеанский табачный бизнес так болезненно воспринял удаление с прилавков пачек сигарет и запрет использовать имена табачных брендов.
А теперь представьте, какие ассоциации, образы и эмоции вызывает у наших граждан, отцы и деды которых пострадали от немецко-фашистской оккупации, «добрый», «возвышенный», «одухотворенный», «патриотичный», «гимн» пособницы нацистов, жены палача Кушеля – «Магутны Божа». Можно, конечно, сослаться на то, что наша недообразованная молодежь просто не знает о том, что Арсеньева-Кушель сотрудничала с нацистами. Но когда-то молодые люди об этом могут узнать.
Кстати, современные последователи нацистских пособников к ассоциативному ряду, исторически сложившемуся вокруг песни «Магутны Божа», добавляют преступные деяния, связанные с антигосударственными выступлениями, исполняя его на незаконных массовых мероприятиях, где
призывают к свержению государственного конституционного строя. «Магутны Божа» поется националистами вместе с пошлыми и похабными песнями, призывающими к насилию. После этого исполнять этот гимн в храме как-то неуместно. Православные верующие не очень-то хотят слышать те же песни, что поют «прославлятели» вешателя и палача православного духовенства К. Калиновского, например. И виновата в этом сама оппозиционная когорта, «затаскавшая» «Магутны Божа» на своих шабашах.
Готовя эту публикацию, мы встретили статью, где умудрились «Магутны Божа» поставить в один ассоциативный ряд с местом казни нацистами евреев в пригороде Минска – Куропатами. Оказывается, даже такое возможно. Наверное, за упоминание в публикации Куропат больше заплатят. В статье (не будем давать на нее ссылку, чтобы не увеличивать посещаемость) говорится, что автор музыки к стихам Натальи Кушель «Магутны Божа» – Николай Равенский дружил с Владимиром Дубовкой, которого аж 1938 году (!) расстреляли в Куропатах. А муж Натальи Кушель чудным образом избежал «расстрела» в Катыни. Вообще среди жертв Катыни много чудом «воскресших» и благополучно доживших до старости поляков. Об этом подробнее можно прочитать у историков.
Мы видим, что из песни, написанной пособниками нацистов, пытаются сделать гимн, написанный родственниками и друзьями невинных жертв Катыни и Куропат, чуть ли не мучениками!
Мы видим, как люди, у которых нет ничего святого, стремятся освятить свое творчество, героизирующее нацизм, церковным благословением и навязать свои идеи и взгляды православным верующим. «Не склоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? (2 Кор. 6:14)
Юлия Чирва, теолог-религиовед