Зачем белорусам китайский завод? Фоторепортаж с Белджи

После БелАЗа мы поехали на другой автомобильный завод-гигант. Это белорусско-китайское предприятие Белджи, где БелАЗ выступает  партнёром с белорусской стороны, а с китайской компания Джилли.

 

Предприятие большое. Производство полностью конвейерное в отличие от Белаза. Если крупнотоннажные грузовики собирают на одном месте подобно кораблям и самолётам, навешивая комплектующие, то легковые автомобили медленно  едут  на конвейерной ленте. По пути  они постепенно обрастают комплектующими.

Конвейер в трёх уровнях. Изделие переставляет с одного уровня на другой робот-лифт. Частично работают люди, практически исключительно молодёжь, частично роботы.

Китайцы в своё время купили шведскую компанию Вольво у американского Форда за 1,8 млрд.$. Форд купил Вольво за несколько лет до этого за 6,5 млрд. В первую очередь их интересовала производственная школа, а не производственная площадка. Проблемы у шведского производителя были менно со сбытом, а не с качеством. Американцы их решить не смогли, а может и не хотели. Возможно, они тоже покупали именно производственную школу, а не актив в Северной Европе. Шведские наработки решили реализовать в Белоруссии. Местным партнёром выбрали БелАЗ. Его организационно-технический уровень показался для этого достойным, хотя предприятие  работает в совершенно другой сфере машиностроения.

Китайская культура совершенно некомплиментарна европейской, в том числе русской культуре.  Мало, кто из частных компаний может с китайцами сработаться. Для этого нужно сильное государство с мощными госпредприятиями, которое может заставить сделать это директивно. Таким государством и является Республика Беларусь со своим БелАЗом. Показательно, что Белджи это именно совместное производство, где белорусская доля доминирует. Китайцам интересна производственная площадка в ЕАЭС. Основным рынком сбыта рассматривается Россия, куда продукция попадает беспрепятственно, так как формально считается белорусской отечественной из-за высокой локализации.  В РФ Джили опередили по продажам лидера Киа Моторз. Белорусская площадка оказалась удачной. Российская власть палки в колёса Китаю вставлять побоится.  По сути, партнёрство белорусского Белаза с китайской корпорацией есть не что иное, как введения фактора Китая в российско-белорусские отношения.  Этот фактор очень благоприятный, так как полностью устраняет конфликтность между сторонами.

Планируется, что уровень локализации производства составит больше половины.  В большинстве стран китайцы просто открывают своё сборочное производство из собственных компонентов.  Белорусы настояли на том, чтобы большую часть автомобиля делать самим. Это даёт работу многочисленным белорусским предприятиям-смежникам.

Для нашей страны  интерес представляет не только это. Нам важно в принципе  завести технологически передовое  производство на свою территорию и познакомить с ним наших рабочих и инженеров. Лучше набираться передового шведского опыта в машиностроении из рук китайцев прямо у себя дома, чем пытаться делать это за границей, где нам никто ничего не будет показывать просто так. За производственную школу заплатили китайцы, а приобщаемся к её накопленному опыту мы.

Малаш Михаил

Оцените статью
Русские со знаком качества