После БелАЗа мы поехали на другой автомобильный завод-гигант. Это белорусско-китайское предприятие Белджи, где БелАЗ выступает партнёром с белорусской стороны, а с китайской компания Джилли.
Предприятие большое. Производство полностью конвейерное в отличие от Белаза. Если крупнотоннажные грузовики собирают на одном месте подобно кораблям и самолётам, навешивая комплектующие, то легковые автомобили медленно едут на конвейерной ленте. По пути они постепенно обрастают комплектующими.
Конвейер в трёх уровнях. Изделие переставляет с одного уровня на другой робот-лифт. Частично работают люди, практически исключительно молодёжь, частично роботы.
Китайцы в своё время купили шведскую компанию Вольво у американского Форда за 1,8 млрд.$. Форд купил Вольво за несколько лет до этого за 6,5 млрд. В первую очередь их интересовала производственная школа, а не производственная площадка. Проблемы у шведского производителя были менно со сбытом, а не с качеством. Американцы их решить не смогли, а может и не хотели. Возможно, они тоже покупали именно производственную школу, а не актив в Северной Европе. Шведские наработки решили реализовать в Белоруссии. Местным партнёром выбрали БелАЗ. Его организационно-технический уровень показался для этого достойным, хотя предприятие работает в совершенно другой сфере машиностроения.
Китайская культура совершенно некомплиментарна европейской, в том числе русской культуре. Мало, кто из частных компаний может с китайцами сработаться. Для этого нужно сильное государство с мощными госпредприятиями, которое может заставить сделать это директивно. Таким государством и является Республика Беларусь со своим БелАЗом. Показательно, что Белджи это именно совместное производство, где белорусская доля доминирует. Китайцам интересна производственная площадка в ЕАЭС. Основным рынком сбыта рассматривается Россия, куда продукция попадает беспрепятственно, так как формально считается белорусской отечественной из-за высокой локализации. В РФ Джили опередили по продажам лидера Киа Моторз. Белорусская площадка оказалась удачной. Российская власть палки в колёса Китаю вставлять побоится. По сути, партнёрство белорусского Белаза с китайской корпорацией есть не что иное, как введения фактора Китая в российско-белорусские отношения. Этот фактор очень благоприятный, так как полностью устраняет конфликтность между сторонами.
Планируется, что уровень локализации производства составит больше половины. В большинстве стран китайцы просто открывают своё сборочное производство из собственных компонентов. Белорусы настояли на том, чтобы большую часть автомобиля делать самим. Это даёт работу многочисленным белорусским предприятиям-смежникам.
Для нашей страны интерес представляет не только это. Нам важно в принципе завести технологически передовое производство на свою территорию и познакомить с ним наших рабочих и инженеров. Лучше набираться передового шведского опыта в машиностроении из рук китайцев прямо у себя дома, чем пытаться делать это за границей, где нам никто ничего не будет показывать просто так. За производственную школу заплатили китайцы, а приобщаемся к её накопленному опыту мы.
Малаш Михаил