Алма-атинские погромы выгодны, и Москве, и Вашингтону.

Казахстан отличается от Кыргызстана наличием большого количества природных ресурсов. Всем кланам их хватало. Назарбаев в своё время их прикормил, чтобы они, довольствуясь синицей в руке, не претендовали на журавля в небе в виде верховной власти. В Кыргызстане же ресурсов хватает только на прокорм одного из кланов, поэтому они постоянно вырывают власть друг у друга.

Назарбаеву долгое время удавалось  балансировать между  кланами, сделав так, чтобы им было, что терять. Также в страну были заведены иностранные интересы. Все вместе они были заинтересованы в стабильности политической системы, в которой они дружно и успешно кормились. Баланс держался 30 лет. Такая ситуация могла продолжаться до тех пор, пока никто извне не захотел бы этот баланс сломить и превратить казахское благополучие в киргизский очередной госпереворот.

Такими внешними заинтересованными силами теоретически могут быть только Россия и Запад.

1 запад хочет от Казахстана:

а.  чтобы он, (как и Азербайджан) продолжал быть, пусть, частично, но нефте-газовой альтернативой Москве.

б. чтобы Казахстан, как и Украина, был бы кровоточащей раной у границ РФ. Коллективный запад крайне не заинтересован в восстановлении на евразийском пространстве имперского проекта, в какой бы то ни было юридической  форме.

В любом случае, провоцировать какой-либо конфликт на постсоветском пространстве для Запада является рискованной авантюрой. Результат, скорее всего, окажется прямо противоположным.  Ослаблением правящего режима в бывшей советской республике, в нашем случае в Казахстане, в реальности может воспользоваться только Москва, и никто иной. Рассчитывать, что Москва не использует ситуацию, чтобы помочь, поставив тамошнюю власть в прямую военную зависимость от себя, очень наивно. Своими действиями они реально геополитически усиливают Россию. Если западники этим руководствуются, то они крайне некомпетентны, если не сказать больше. Впрочем,  тотальную интеллектуальную деградацию американские элиты демонстрировали неоднократно.

2 российская власть хочет:

а. чтобы её господствующий класс михельсонов-роттенбергов-абрамовичей приобщиться к сырьевым ресурсам Казахстана, подвинув местных  баев.

б. устранить особенности казахской этнической политики, сильно раздражающие российской политизированное патриотическое меньшинство. Оно всё больше входит в оппозицию к правящему олигархическому режиму вышеупомянутых  роттенберго-фридманов. Добившись от казахстанских властей улучшения положения русскоязычного населения, олигархисты запишут это себе в актив и реально повысят рейтинг.

в. Напугать погромами собственный электорат. Российское телевидение в подробностях показывает, к чему приводит смена власти, и даже простое симпатизирование тем, кто ею недоволен.

Россия ( и даже Беларусь) уже сейчас является формально выгодоприрбретателем беспорядков, поскольку ввела войска в Казахстан, что позволяет фактически диктовать условия власти Токаева.

В любом случае, кто бы не стоял  за беспорядками, целью их не ставилась смена власти.  Ставилась задача власть ослабить, чтобы можно было ей навязывать интересующие изменения. Организаторы беспорядков это лидеры тех родоплеменных кланов, которых отчасти подкупили, отчасти ввели в заблуждение ложными обещаниями высоких постов после смены власти.  Они искренне верят в то, что режим Назарбаева-Токаева падёт, и они займут  во власти хлебные места. Вакхабиты, местные националисты, сельские гопники, которые используются при этом, суть инструменты.

Вывод: Государство, не имеющее внутренней целостности, основанное на межклановом балансировании, крайне ненадёжно в долгосрочной перспективе. Оно может существовать лишь в благоприятном внешнем окружении.  Очень вероятно, что в будущем Казахстан впадёт в большую зависимость от России.

Оцените статью
Русские со знаком качества
Добавить комментарий