Почему российская пропаганда перестала «мочить» Лукашенко

 

Интервью Лукашенко Владимиру Соловьёву вслед за Киселёвым буквально означает  то, что белорусский лидер выходит российскую телевизионную аудиторию. Причём выходит более широко, чем обычно. До этого там  его показывали  урывками, мельком, изредка и в основном с российскими же комментариями. Никогда на российском федеральном телевидении не показывали, как Лукашенко развёрнуто отвечает на вопросы или что-либо объясняет. То, к чему привыкли белорусы, россияне никогда не видели.  Информацию о Лукашенко они получают в основном из интернета опосредованно из рук каких-либо экспертов-аналитиков-комментаторов.  Были, правда, горячие периоды информационных войн, когда россиянам показывали фильмы типа «крёстный Батька», но обычно информационная война была холодной. Обусловлено это было двумя основными причинами:

1 крайним нежеланием российских элит популяризировать у себя в стране белорусскую безолигархическую модель развития. Дать Лукашенко слово у себя на телевидении – как раз означает, лишний раз прорекламировать такую модель развития экономики, когда доходные предприятия принадлежат государству, а не роттенберго-михельсонам, и деньги от них идут на развитие страны, а не в зарубежные оффшоры к ротшильдо-рокфеллерам.

2 В российском политикуме нет лиц, способных конкурировать с Лукашенко в плане компетентности, харизматичности, красноречивости и управленческой эффективности. В России никто из политиков не умеет говорить без бумажки долго и по существу.  Жириновский способен лишь на короткие эпатажные реплики. Лукашенко живой и настоящий, а не политтехнологический симулякр, натасканный полисмейкерами и спичрайтерами.

Теперь ситуация  кардинально меняется.  По-видимому, это происходит вследствие того, что  кардинально меняется российская информационная политика в белорусском направлении.

Риторика российской пропаганды относительно Белоруссии и Лукашенко была, в основном обвинительно-критичной.  Главными посылами были:

1 Москва дотирует белорусскую экономику льготными ценами на газ и нефть,

2 белорусская экономика  (и белорусы) без России нежизнеспособны.

3 Лукашенко (и его сторонники в Беларуси) неблагодарный предатель, лавирующий между Западом и Россией.

4 Белоруссия идёт по пути Украины, а Лукашенко по пути Януковича.  Власти заигрывают с местными прозападными националистами и проводят скрытую беларусизацию.

Чаще  эти установки делались интеренет-пропагандой, ориентированной на политизированное патриотическое меньшинство.  На телевидение это выходило редко, в основном в острые  моменты  торгово-экономических противостояний. Интернет и телевизор работают в целом в одном ключе, как «злой следователь – добрый следователь».

Принципиально важным моментом здесь является то, что абсолютно все эти элементы белорусского направления российской пропаганды в итоге противоречат  общероссийским главным пропагандистским установкам: «Путин поднимает Россию с колен» и «Запад противостоит России». По сути, одна часть пропаганды паразитирует на другой, снижая её эффективность.

Рассмотрим все пропагандистские установки детально.

1 утверждение о дотационности белорусской экономики, объясняющее относительное белорусское благополучие, даёт мощнейший отрицательный побочный эффект. Как всем хорошо известно, Россия вообще не покупает, ни газ, ни нефть, ни по каким ценам, даже по заниженным. Она добывает их из-под земли. Пропаганда крайне преувеличивает значимость для экономики цен на ресурсы.  Это порождает у российского электората естественный вывод, что россияне должны жить существенно лучше белорусов. Однако, очевидно для всех, что этого нет. Таким образом, российская пропаганда косвенно дискредитирует российскую власть.

2 утверждение о нежизнеспособности белорусской экономики:

а)  является по факту утверждением об экономической неполноценности братьев-белорусов, которые с россиянами один народ (это утверждают  те же самые информационные ресурсы и даже те же самые авторы). Это прямо противоречит установкам на русский патриотизм, собирание русских земель  и т. подобное.      Получается, по логике российской пропаганды, что россияне такие же  экономически неполноценные, так же, как и их братья-белорусы не умеют производить конкурентоспособную продукцию.

б)  на фоне многочисленных торгово-экономических  войн выставляет российскую власть  агрессорами и предателями идеи общерусского единства.  Братья-белорусы итак экономически нежизнеспособны, а российская власть им ещё и цены на газ-нефть повышает и перекрывает рынки сбыта.

3 и 4  обвинение в лавирование белорусских властей между Западом и Россией  и в заигрывании с БЧБ-шниками:

а) наводит на мысль о том, что Россия настолько непривлекательна, что даже белорусы (как и все остальные) «смотрят на Запад» и не хотят делать ставку на одну лишь Москву.

б) говорит о непрофессионализме российской власти. Если Лукашенко предатель или ненадёжный партнёр, почему в Кремле с ним заключают союзы и т. п? Разве раньше этого не было видно?  Почему не меняют схему отношений с Беларусью?

Все эти противоречия  очевидны, однако до последнего времени ручная пропаганда кремлёвских олигархистов продолжала упорно, но практически бесплодно 25 лет «мочить» Батьку и его экономическую систему, как те мыши, которые плакали, кололись, но продолжали грызть кактус.  За это время пропагандисты добились лишь снижения популярности Лукашенко и белорусской системы у политизированного патриотического меньшинства, и то, исключая левое крыло.

Это происходило по причине крайнего неприятия российскими элитами самого Лукашенко. Российские элиты и их ручная пропаганда эмоционально не могут принять того факта, что на белорусской территории господствуют не они и их коллеги, а местный царёк, (как они его называют), народный самодержец со своими силовиками.

Раз ротенберго-михельсоны, грефо-миллеры, гинцбурго-альтштейны взялись изображать из себя православных русских патриотов, противостоящих американцам, то объективно они заинтересованы делать вид, что с братьями-белорусами и их Батькой Лукашенко они не имеют конфликтов, и даже берут с них пример. Но это как раз тот случай, когда объективно выгодно, а субъективно не приятно.

Сейчас мы видим, что пропагандисты наступают на горло собственной песне. За последний год резко сократилось количество враждебных белорусскому государству количество публикаций в российском интернете, и качественно снизился их градус.   Они остались лишь на самых одиозных  ресурсах типа Рэгнума и у  самых одиозных «экспертов» типа Суздальцева, специализирующихся на анти-белорусской тематике. Интервью Лукашенко Соловьёву по-видимому можно будет считать вообще переломным моментом в российско-белорусских информационных отношениях.

Если это так, то причины у таких революционных изменений можно разглядеть две.

1      Рейтинг российской власти, не смотря на все усилия политтехнологов, медленно сползает вниз и в настоящий момент приблизился к такому уровню, когда власти уже не могут позволить своей ручной пропаганде в угоду своим эмоциональным потребностям манипулировать общественным сознанием  в противоположных направлениях.

2       Лукашенко одержал победу в многолетнем противостоянии с олигархистами. Как результат, после событий 2020 года резко прекратились  торгово-экономические конфликты между РФ и РБ, и как было уже отмечено, сошли на нет информационные войны.  Есть версия, что дестабилизация в Белоруссии 2020 года была инициирована Москвой с целью ослабить  белорусского лидера и сделать его более сговорчивым. Однако эта попытка полностью провалилась.  Белорусские силовики накопили серьёзный компромат на кремлёвцев в деле газпромовского Бабарико и в деле вагнеровцев.  Лукашенко теперь успешно шантажирует Москву  возможностью публикации этого компромата. Со своей стороны он публично поддержал российскую версию о западном происхождении протестов и украинском происхождении дела вагнеровцев.  Российская сторона со своей стороны прекратила 25 летние торговые и информационные войны. Завершающий этап прекращения этих войн мы сейчас и наблюдаем.

Вполне вероятно сочетание этих факторов. Белорусская власть в любом случае имеет дело сейчас с рейтингово ослабленным Кремлём.

Одной из задач белорусской власти была переориентация российской пропаганды. Нужно было убедить кремлёвских пропагандистов в том, что им выгоднее делать вид, что Москва берёт пример с Белоруссии, нежели настраивать россиян против Лукашенко и его системы. Возможно, что сейчас ей это удалось, либо же Москва сама пришла к пониманию этого и переориентировала свою информационную стратегию на белорусском направлении.

 

Оцените статью
Русские со знаком качества
Добавить комментарий