О некоторых аспектах конституционной реформы.

Конституционная реформа стала главной политической темой для Беларуси в последнее время. О её параметрах пишут десятки политиков, экспертов, аналитиков и обозревателей. Главный вопрос, который волнует лидеров общественного мнения-это переспраделение полномочий между ветвями власти. Каким оно будет? На мой взгляд, политические комментаторы, обсуждая конституционную реформу, упускают ряд важных моментов. На заре своего существования в 90-е годы ХХв. белорусское государство было лишено основных форм регулятивности. Не работала правовая система, после распада СССР подверглись эррозии культура и мораль, разрушалась служебная этика в госаппарате. После прихода к власти А.Г. Лукашенко ситуация стала постепенно приходить в норму. Был восстановлен престиж власти, начали снова работать законы, восстанавливаются культурные и моральные нормы, вновь появился неписанный кодекс служебной этики среди чиновников. Это было сделанно благодаря ручному управлению и сильной личности белорусского Президента.

Сегодня значительное недовольство у ряда социальных групп вызывает сам принцип ручного управления страной, который сформировался в 90-е годы ХХв. Большое количество людей требует перемен. Либеральные политики хотят передать часть полномочий Президента другим социальным институтам. Таким образом ручное управление будет сменено институциональным, и белорусская политическая система станет похожа на политические системы стран ЕС. Однако возникает вопрос о наличии возможностей у социальных институтов белорусского общества регулировать социальные процессы, не прибегая к ручному управлению. Для регулирования политической деятельности преимущественно через социальные институты нужны: уважение к закону, высокий уровень политической культуры населения, наличие твёрдых принципов морали, разделяемых подавляющим большинством членов общества, эффективная работа госаппарата, скреплённая неписанным этическим кодексом чиновников. Отсутствие любого из описанных мною компонентов делает перспективы либерализации политической системы проблематичными. Поэтому люди, которые требуют политических изменений в стране, должны чётко  понимать все риски для белорусской государственности, которые могут возникнуть в случае реализации политической программы либералов.

Оцените статью
Русские со знаком качества
Добавить комментарий