-
Много раз за последние годы мы наблюдали ситуацию, когда высокопоставленные лица участников Союзного государства встречались, но не подписывали никаких соглашений. Встречи заканчивались заверениями друг друга в братской дружбе и близком союзничестве, в приверженности углублению интеграции и взаимной незаменимости. Так было и на этот раз.
Легко догадаться, что серьёзные люди просто так не ездят с правительственными визитами.
«Мы высоко ценим…», «мы считаем важным…», «Мы обменялись мнениями о тех приоритетах…», «мы обсудили…». Это значит было рутинное протокольное мероприятие, пусть, даже и в шикарных интерьерах Дворца Независимости.
Судя по тому, что российский министр и сопровождающий его российский посол пришли на встречу безо всяких документов, целью визита было не проведение переговоров и достижение каких-то договорённостей. Обычно с пустыми руками приходят для того, чтобы узнать информацию или получить ответ на ранее заданный вопрос.
А. Лукашенко: «…Я ничего нового не сказал. Я всегда об этом говорил. Просто не всегда, слушая меня, хотели это подчеркивать и повторять, особенно в России. Видимо, кому-то это было невыгодно, но время показало, что нам никуда не деться от очень тесных и дружеских отношений».
С. Лавров: «Прежде всего, привет вам от Владимира Владимировича. Он подтвердил все, о чем вы договорились с ним прежде, особенно ваши договоренности во время визита в Сочи».
Если переводить с птичье-дипломатического языка те скрытые намёки, которые понятны только участникам переговоров, то можно предположить, что Лавров напоминает о некой договорённости в Сочи с российским руководством о том, что в Белоруссии произойдёт реформа власти, которая уменьшит полномочия президента и расширит полномочия парламента. Такая договорённость не могла быть нигде прописана в принципе, так как это сугубо внутреннее дело Беларусь. Если Лукашенко и обещал что-то россиянам, то это не могло выглядеть иначе, как фигура речи. Таких обязательств дать другому государству попросту невозможно, даже, если такая задача и ставилась бы. Однако, видимо россияне ожидают чего-то от белорусской стороны. Сергей Лавров несколько раз настойчиво акцентировал внимание на конституционной реформе. Он даже сказал, что лично сам за перемены, правда эволюционные. Такая настойчивая заинтересованность Москвы обусловлена надеждой, что в другом формате белорусского госуправления они получат рычаги влияния на страну.
-
Сейчас всё упирается в личность Лукашенко, его жёсткую неуступчивость. К парламентариям россияне думают, что подход найдут. Они считают, что сумеют их заинтересовать в подвижках по вопросам повышения цен на газ и нефть, приватизации российским крупным бизнесом белорусской госсобственности, сворачивания белорусской модели развития, которая предполагает огромный бюджетообразующий госсектор. Огромный белорусский госбюджет, формируемый доходами от госсобственности, способен финансировать масштабное инфраструктурное развитие и осуществлять инвестиции. Олигархическая же российская модель на это не способна, поскольку доходы от предприятий, приватизированных роттенбергами, михельсонами, фридманами и абрамовичами, вкладываются в первую очередь в западные оффшоры, а не в отечественную экономику. Таким образом, российские элиты заинтересованы в сворачивании белорусской модели, которая своим примером дискредитирует российскую олигархическую модель.
Об этой версии также не перестают писать российские СМИ. Практически все они утверждают, что Лавров, по сути, приехал обсуждать уход Лукашенко из власти.
Судя по выражению лица руководителя российского внешнеполитического ведомства, полученной информацией или ответом он явно не был доволен.
Видимо, по этой же причине не отменили ограничения по пересечению российско-белорусской границы, введённые полгода назад под предлогом борьбы с Ковидом, хотя обсуждали эту тему.