Понятие «западнорусизм» относительно новое. Его впервые использовали для определения случая, когда подданные Речи Посполитой, а позднее и Российской империи проживающие на территории современной Беларуси массово определяли себя русскими. Теперь западнорусизмом называют белорусский взгляд на концепцию триединства русского народа, когда белорусы понимаются в качестве субэтноса, то есть региональной этнографической разновидностью общерусского народа. Великороссы и малороссы тоже при этом рассматриваются в качестве разновидностей. Сам термин «западнорусизм» происходит от одного из названий современной территории Беларуси, которую в средневековье и новое время называли «Западной Русью».
Толчком к формированию западнорусизма послужила прозападная политика князей ВКЛ, которые допустили усиления влияния польского языка и католицизма на современных белорусских землях. Отметим, что Великое княжество Литовское, Русское и Жомойтское (ВКЛ) несло в себе древнерусские корни и в части культуры было наследницей государств древней Руси. Государственный язык, законодательство, конфессиональная принадлежность к православию большинства населения культурно объединяли ВКЛ с рядом других княжеств, которые образовались на пространстве современной Беларуси, России и Украины.
ВКЛ было достаточно сильным государством и боролось за окружающие его земли, на которых проживало православное население. Это говорит о том, что оно воспринимало себя как русское государство (что мы и видим в полном его названии), которое было вправе собирать остальные русские земли. Но в деле объединения бывших русских земель ВКЛ уступило Московскому княжеству. Для борьбы с Москвой князи ВКЛ прибегли к помощи Польши, что привело к усилению польского влияния на современных белорусских землях. При этом следует отметить, что западнорусизм никогда не разделял людей по этническому признаку. Западнорусизм просто описывает людей принадлежащей православной культуре и русскому мироощущению.
Несмотря на то, что в 16 веке Польша и ВКЛ соединились в одно государство и в результате Брестской церковной унии, православная церковь была запрещена, это не смогло окончательно поменять массовые представления людей о себе, как о части русского народа. Даже в конце 19 века западнорусские взгляды разделялись большинством населения, проживающим на территории современной Беларуси, так как три четверти жителей этого региона, по оценке современников, придерживались мнения о том, что они часть триединого русского народа.
Однако только в 19 веке начала активно формироваться западнорусская интеллектуальная элита, основу которой составляли ученые. Например, доктор славянско-русской филологии Петр Бессонов, профессор Алексей Сапунов, академик Евфимий Карский и другие. Помимо ученых в западнорусском движении активное учувствовали публицисты, писатели и простые люди.
После революции западнорусистов начали изгонять из учебных и научных учреждений. Большевики создавали новую нацию, поэтому концепция о триедином русском народе оказалась неприемлемой для строящегося общества. Однако после начала Великой Отечественной войны руководство коммунистической партии вспомнило о русском народе в более широком понимании, так как противостояние русских людей с немцами куда лучше воспринималось простыми людьми, чем заявления о противостоянии советских рабочих и крестьян с капиталистическим миром. Поэтому после войны крестьяне в белорусских деревнях продолжали называть себя русскими и часто связывали свою русскость с православием. То есть для многих людей того времени понятие русский и православный были синонимами.
Помимо этого стоить отметить, что национальная политика большевиков после войны не изменилась и только с началом перестройки западнорусизм смог начать открыто проявляться в обществе. При этом западнорусизм никогда не оформлялся ни в политическое движение, ни в официальную общественную организацию.
Противники данного движения часто утверждают, что западнорусизм уничтожает белорусскую специфику и унифицирует белорусов с великорусами, которые теперь называют себя просто русскими. Но западнорусизм именно потому и западнорусизм, а не великорусизм, что он не унифицирует людей, а говорит об отличиях белорусского и великорусского народа, которые оба являются частью триединого русского народа.
Западнорусисты понимают, что у людей на постсоветское пространстве достаточно много общего — культурные установки, происхождение, мировосприятие и мироощущение. И эта общность намного важнее и более укоренена в людях, чем националистические различия, которые взращивают среди граждан постсоветских республик. Если западнорусисты и выделяют 3 русских народа на единой общерусской основе, то это значит, что они не унифицируют белорусов с русскими. Заподнорусисты просто констатируют, что наши народы некогда были частью одного целого, как в культурном и языковом , так и духовном плане.
Известный белорусский художник Михаил Савицкий часто упоминал такую мысль, что «вся история белорусов — это история борьбы белорусов за свою русскость». По данным за 2016 год более 70% опрошенных белорусов полагали, что русские (великоросы), белорусы и украинцы (малорусы) – это единый русский народ.
В итоге отметим, что западнорусизм достаточно широко распространен в белорусском обществе, однако сам термин “западнорусизм” не распространен среди населения. Многие граждане Беларуси, которые считают себя частью триединого русского народа никогда даже не слышали подобного термина. Люди чувствуют, что духовно принадлежат к русской культуре и именно поэтому западнорусизм до сих пор является неотъемлемой частью белорусского народа.