Российская пропаганда постоянно обмусоливает тему, что Турция, дескать, поддержкой Азербайджана бросает вызов России и стремится вытеснить её влияние из Закавказского региона. Нагорно-карабахский конфликт российские СМИ, ориентированные на политизированное патриотическое меньшинство, рассматривают исключительно в этом аспекте. Армянский и азербайджанский народы они, по большему счёту, не считают субъектами истории, имеющими свои интересы и цели. Их рассматривают, как марионеток, за которыми стоят кукловоды.
В Закавказье существуют 3 государства: Грузия, Армения и Азербайджан.
Грузия находится с Россией в давнишнем затяжном конфликте. Уменьшить российское влияние на неё посредством Карабаха у турок не получится никоим образом. Увеличить собственное влияние тоже. Если это было бы нужно туркам, они сделали бы это без того, чтобы помогать Азербайджану. Правильнее было бы сказать, что сама Грузия может повлиять на Азербайджан и Турцию, поскольку через неё проходит нефтепровод Баку-Джейхан.
Армения имеет нулевое влияние Турции, с которой у неё нет никаких отношений и 100%-е влияние России, от которой полностью зависит в военном и энергетическом плане. Изменить этот баланс, помогая Азербайджану ликвидировать самопровозглашённое армянское руководство Нагорного Карабаха, совершенно невозможно. Соотношение влияния 100 к 0 останется, как и было при любом исходе конфликта.
Азербайджан, как и Грузия не входит в ОДКБ. Отношения с Россией у него минимальны. Он покупает у России оружие. Конечно, если Россия захочет, то может отказать Азербайджану в поставках вооружений. Её место тут же займут другие. Вот и всё влияние. Турция – дружественно-родственное азербайджанцам государство. Говорить о её влиянии на Азербайджан так же абсурдно, как говорить о влиянии США на Великобританию. Это не зависит от того, в какой юрисдикции находится территория Нагорного Карабаха.
Можно, конечно утверждать, что при выдавливании азербайджанцами армян из Нагорного Карабаха, формально расширится юрисдикция турецкого союзника и сократится влияние российского «союзника» на эти 11 000 кв. км, населённых крохотным населением. Только это расширение опосредованного влияния для самой Турции не имеет ни малейшего значения, ни экономического, ни стратегического. Через Нагорный Карабах не пролегают никакие пути, никаких трубопроводов не планируется там вести. Если бы речь шла о транспортном коридоре через южно-армянскую территорию вдоль реки Аракс, то здесь можно было бы говорить об интересе Турции. В этом случае основная часть Азербайджана связывалась бы с Нахичеванским регионом, имеющим с Турцией небольшой отрезок границы. Через этот отрезок ведёт дорога прямо между горой Арарат и Ереваном вглубь Турции. Турция с Азербайджаном получили бы прямое транспортное сообщение неопосредованное Грузией или Ираном. Можно было бы проложить дополнительный газо- и нефтепровод.
Ликвидация армянского господства в Нагорном Карабахе, конечно, теоретически сокращает длину этого транспортного коридора, но не обеспечивает его в принципе. Для этого необходимо принудить Армению, а сделать это без согласия России невозможно. Так, что интересы Турции в регионе не усиливаются никак.
Даже, если Турция каким то чудом получила бы связь с Азербайджаном через коридор в долине реки Аракс, то для России это не сыграло бы ни какой роли. Сообщается ли Турция со своим Азербайджаном непосредственно или опосредованно через Грузию недружественную России, не имеет для России никакого практического значения. Её интересы никак от этого не ущемляются.
Малаш Михаил