2020 год выдался для Белоруссии особенным – тут и свой путь в коронавирусном безумии, и «дело Вагнера», и президентские выборы, с продолжающейся после них социальной нестабильностью, и ввод в действие Белорусской АЭС, и многое другое.
Но трудности и потрясения нас поджидали не только в общественной жизни. Не обошла чаша сия и нашу Церковь. Хотя, с другой стороны, произошедшие события были вполне логичны и ожидаемы.
Православные номинально являются большинством в Белоруссии, на втором месте идут католики, потом протестанты и представители других конфессий. Православная Церковь всегда,так или иначе, поддерживала действующую власть Республике, при этом занимая прорусскую (не путать с пророссийской) позицию, и отстаивая традиционные для белорусов ценности, такие как: семья, справедливость, трудолюбие, честность.
Католики же, в свою очередь,всегда занимали прозападные позиции и вели прозападную пропаганду. Но, обычно, каких-либо активных действий католическое руководство не предпринимало, так что все шло своим чередом.
В этот раз ситуация была совершенно иной. Православные иерархи заняли, в принципе, взвешенную позицию – быть за все хорошее и против чего плохого. И проблема в том, что выступить на стороне протестующих под бчб-тряпками Церковь конечно же не могла. Любой образованный православный помнит, что творили с белорусами польские инсургенты: что при Костюшке в 1794, что в1830-1831 гг., что при террористе Калиновском. С другой стороны, одобрять, конечно, действия ОМОН было бы тоже не совсем верно.
Можно много спорить, правильно поступили силовики или неправильно, но дело Церкви призывать к миру и диалогу, и по традиции Православная Церковь поддерживает действующую власть. Нужно понимать, что официально Церковь санкции на бунт не давала.
Костел же наоборот, в этот раз решил пойти ва-банк и санкционировал протестунские действия. И не только санкционировал, но ещё и начал принимать активное участие в борьбе с действующей властью. Последовавшие в адрес Кондрусевича предупреждения не возымели надлежащего эффекта, и пришлось его выдворить из Республики. А ведь прозападная, по сути пропольская, читай – антибелорусская сущность Костела была известна давно, но до поры до времени на нее смотрели сквозь пальцы, а то и оказывали ей государственную поддержку.
Позиция митрополита Павла, который в середине августа обратился к Лукашенко с призывом остановить насилие, а позднее он посещал в больнице людей, пострадавших во время акций протеста, и призывал их не падать духом, оказалась недостаточно нейтральной, и его так же, есть мнение не без подачи со стороны властей, пришлось заменить.
Не последнюю роль во втягивании православных мирян в бунт сыграл небезызвестный в либеральных круга о. Сергий (Лепин). О нем хотелось бы сказать несколько слов поподробнее.
Что же о нем известно? С его слов гордится тем, что носил бчб-флажок в школе, «обучался в Европах», большой либерал и любитель экуменизма, «в приватной беседе не просто назвал участников «Бессмертного полка» фашистами, но и в переписке угрожал им увольнениями с рабочих мест. Лента Св. Георгия, повторяющая символику военного духовенства Русской Церкви, он назвал «фашистской символикой»»* и т.д.В принципе, его политическая позиция может быть трактована, как русофобия. Позиция в среде местечковой интеллигенции часто встречающаяся, и легко объяснимая в социальных науках, и не только. За такую позицию уже не только увольнять перестали, но даже некоторых министрами назначали.
Проблема же заключалась в том, что занимал о. Сергий должность пресс-секретаря БЭРПЦ. Должность, в общем техническая, доносить до общественности позицию Церкви по тем или иным вопросам. Работа не сложная, особенно, если учесть, что институт Церкви – это не ученое сообщество, там нет необходимости самому много думать, что «официально» ответить, все принципиальные «позиции» оговариваются и указываются. С другой стороны, все, что говорит официальный пресс-секретарь, может быть истолковано как оглашение им официальной позиции Церкви, т.е. по большому счету он никакой «отсебятины» выдавать не может.
И вот представьте себе, г-н Лепин публично рассуждает о «православном феминизме», выходит со змагарской «Погоней» вместо креста и при (о)скоплении тысяч человек орет «Жуе белы гусь» (слышно было плохо, но звучало как-то так), поддерживает раскольнического Константинопольского патриарха, явно поддерживает идею раскола РПЦ и создания автокефалии (наверное, чтобы потом можно было всех анафеме предавать) и т.д. Много чего еще «любопытного» он поведал читающей публике, но вотединственное, в чем я не могу нене согласиться с Лепиным, это с его оценкой собственного окружения: «А мы? Ну… и у нас все тот же гадюшник»**. Ведь он же о своем личном окружении это сказал, не о митрополите же?
Политическая деятельность сего сторонника раскола уже неоднократно привлекала внимание верующих (нужно понимать, что фраза «В моем выступлении не было политического посыла» никак не делает выступление неполитическим, и на кого рассчитана была эта фраза – не совсемпонятно), люди обращались к владыке, и неоднократно. Ведь, одно дело,когда какой-нибудь священник из-под Пинска, который носится с коллаборантской символикой, и о котором даже в Пинске не знает почти никто, высказывается публично, а другое дело, когда пресс-секретарь БЭРПЦ, которого читают сотни, а то и тысячи человек по всей республике, начинает «ходить в народ» используя социальные сети и антибелорусские газеты.Вообще, идея активного участия священников в политической жизни общества имеет право на существование, но с рядом серьезных оговорок.
Стремление же к «политическому» у Лепина, судя по всему, было столь сильным, что онне смог не прокомментировать события, связанные с демонтажем и переносом мемориала г-на Бондаренко. Этим он привлек внимание уже прокуратуры, которая, в свою очередь оценила действия Лепина, и, что особенно интересно, католического викарного епископа Кособуцкого, как «недопустимые и неприемлемые». Не знаю, что уже поляки пообещали бывшему пресс-секретарю за поддержку Костела, но видимо что-то особенное, раз он счел возможным в который раз собственные измышления поставить выше позиции Церкви.
В связи с описанными событиями, видимо, 26 ноября г-н Лепин подал в отставку, чем немало порадовал православную общественность. Остался только один вопрос: почему он так долго занимал место пресс-секретаря БЭРПЦ: или его русофобия была кому-то выгодна или на нее не обращали внимания? Я склонен считать, что он был на этой должности не случайно и что в Церкви давно пора отделить “зёрна от плевел”.
Ну а самого о. Сергия так и хочется спросить: «Ну что, отче, помогли тебе твои ляхи»?
А. Я. Волков. Православный.